Cрок принятия ТК ЕАЭС сдвинут ещё на год?

Активные обсуждения бесконечно долго принимаемого Таможенного кодекса Евразийского экономического союза будоражат заинтересованную общественность преимущественно два раза в год и окончание каждого полугодия ознаменовывается излишне оптимистическими, завышенными ожиданиями, а затем и очередным переносом срока ещё на полгода. Вот и на этот раз волна обсуждений в начале 2017 года спала, как только всех более-менее убедили в том, что 1 июля 2017 кодексу всё-таки быть, даже несмотря на весьма неоднозначную позицию белорусской стороны. Но переговорив с несколькими юристами и экспертами, знакомыми с ходом работы над ТК ЕАЭС, мы узнали, что срок его принятия вполне может быть передвинут на 2018 год. Более того, казахский Центр деловой информации «Капитал» опубликовал заметку о том, что и по мнению министра национальной экономики Казахстана Тимура Сулейменова, срок принятия ТК ЕАЭС может быть сдвинут ещё на год. Тем не менее, учитывая, что сам Кодекс серьёзно правиться вряд ли будет, мы собрали мнения юристов относительно текста проекта.

 

Пора учить матчасть

«В новый ТК ЕАЭС были включены 16 международных соглашений, регулирующих таможенные правоотношения. В итоге вышел объёмный кодифицированный акт, в котором информация структурирована иначе, чем прежде. Таким образом, мы получим новый законодательный массив, который участникам ВЭД нужно будет освоить и принять к сведению», — рассказывает ПРОВЭД партнёр, руководитель практики ВЭД Адвокатского бюро «Лигал арт» Катерина Марьянкова. По её мнению, ТК ЕАЭС – это непростой для восприятия документ и потребуется какое-то время для его адаптации к жизни.

Руководитель юридического департамента Группы компаний «Континент» и Юридической компании «Магистраль» Марианна Чугаева также отмечает, что текст ТК ЕАЭС по сравнению с действующим таможенным кодексом увеличился и стал более сложен для восприятия даже юристами, имеющими глубокие познания в таможенном регулировании.

Сложность нового кодекса обусловлена и тем, что он содержит множество отсылочных норм. Кроме того, ТК ЕАЭС существенно расширил компетенцию Комиссии по многим вопросам, которые прежде регулировались национальным законодательством. Так, например, с уровня национального регулирования на наднациональный уходят вопросы предварительных решений о происхождении товаров.

Что касается содержания проекта документа, то виды таможенных процедур и основные институты таможенного права в нём сохранились, но при этом большая часть норм тщательнее регулирует отдельные вопросы, касающиеся понятийного аппарата, таможенных процедур, таможенных платежей и антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин и других положений. Введены некоторые новые термины (например, денежные инструменты, предварительная информация, сооружения/установки, искусственные острова), а некоторые старые термины упрощены или уточнены.

По сравнению с действующим ТК ТС существенно изменилось регулирование статуса уполномоченного экономического оператора, расширен перечень специальных упрощений и изменились условия включения в реестр. Институт уполномоченного экономического оператора получил трёхуровневую градацию (чем выше тип свидетельства, тем больше привилегий). Добросовестный УЭО постепенно может добиться снижения обеспечения с 1 млн. Евро до 150 тыс. евро. При этом лицо, которое претендует одновременно на несколько статусов (таможенный представить и УЭО, к примеру), не должно будет предоставлять обеспечение для включения в каждый реестр. Достаточно будет предоставить максимальную сумму одного из обеспечения, необходимых для получения одного из статусов

Кроме того, в проекте Кодекса изменён перечень лиц, которые имеют право выступать в качестве декларанта, а также появился раздел, посвящённый статусу таможенных органов, скорректированы формы таможенного контроля. Также новый кодекс включает правовые нормы, являющиеся основой для «автоматического выпуска», сокращено время принятия решения о выпуске, установлен общий срок временного хранения 4 месяца, вместо действующих двух с возможностью продления до четырех месяцев.

В перечень сведений, которые необходимо указывать в декларации на товары, добавлены такие пункты, как сведения о перевозчике, продавце и покупателе товаров, товарный знак. В проекте кодекса мы видим такое новое понятие, как предварительная величина таможенной стоимости. В ряде случаев допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости, определив её на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и уплатив платежи исходя из предварительно определённых величин.

Другая новелла, которую особо выделила начальник отдела таможенных платежей, таможенной стоимости и страны происхождения ЕЭК Елена Бричёва на недавно прошедшей видеоконференции Елена, касается регулирования отказа таможенного органа в регистрации или выпуске деклараций: «Если таможенный орган отказывает в регистрации или выпуске, то отказ должен быть мотивированным. Более того, таможенный орган должен будет расписать рекомендации – что сделать, чтобы следующий шаг был правильным», — пояснила она.

И, само собой, в кодексе заложен принцип «единого окна»: подтверждающие документы, которые должны находится у декларанта на момент подачи декларации на товар, подлежат предоставлению в таможенный орган только по запросу и в случае их отсутствия в информационной базе таможенного органа.

«Механизм «единого окна» не миф для Евросоюза, где он существует как политическая рекомендация для государств-членов с 2005 года. В новом ТК ЕАЭС не употребляется такое словосочетание, однако содержание норм позволяет говорить о существовании данного принципа. Будучи оформленным на бумаге, он перестаёт быть мифом. Как механизм «единого окна» будет работать на практике, предсказать сложно. Тем более во всех странах-участницах Союза разный уровень развития информационного обмена, электронного документооборота, IT-технологий», — комментирует этот момент Катерина Марьянкова.

 

Не всё так, как хотелось бы

 «Есть ряд вопросов, по которым появилась новая компетенция. Новая тема, озвученная российской стороной и предложенная к регулированию, – предварительные решения по методам таможенной стоимости. Наработка этой тематики пойдёт в каждом из государств», — рассказывает Елена Бричёва, отмечая, что, отдавая те или иные вопросы на национальное регулирование, мы можем получить разную практику, которую потом сложно свести воедино: «Мы имеем риск через какое-то время получить разный опыт принятия таких решений. Но когда дойдёт время до внесения изменений в новый ТК ЕАЭС, мы найдём какие-то варианты».

Также юристы с сожалением отмечают, что, например, в отношении таможенных представителей в новом кодексе мало что было учтено из их пожеланий.

«Относительно обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя было бизнес предлагал градацию, схожую с градацией обеспечения у УЭО, — рассказывает Марианна Чугаева. — По мнению таможенных представителей, справедливо предоставлять надёжным представителям с длительным сроком существования возможность вносить обеспечение в меньшем объеме. В статье 402 нового кодекса указана теперь не прямая сумма в один миллион евро, а то, что размер обеспечения будет определяться Комиссией, а в ряде случаев и законодательством государств-членов. Кстати, то, что этот и ряд других вопросов отнесён на компетенцию Комиссии и внутреннее законодательство стран союза, обнадёживает. Будем надеяться, что по крайней мере там будут отражены желаемые изменения».

В добавление юрист отмечает, что обсуждалась необходимость предусмотреть в отдельных случаях возможность, когда обеспечение может не вноситься, если декларирование осуществляется таможенным представителем. Это было бы актуально в случае, когда таможенный представитель за декларанта обеспечивает уплату платежи по конкретной поставке своим основным обеспечением, и существенно упростило бы процесс декларирования с отлагательными условиями и позволило бы не отвлекать денежные средства декларантов при ряде отложенных процедур.

«Сейчас мы принимаем активное участие в разработке проекта решения ЕЭК, касающегося размера обеспечения таможенного представителя, — добавляет Катерина Марьянкова. — Очень вероятно, что подход, применяемый сейчас, будет изменён. В последние годы в связи падением курса рубля, нестабильностью российской экономики, ограничением импорта и санкциями, ежемесячные расходы на поддержание банковской гарантии порой равны ежемесячному доходу брокера от его деятельности. В связи с этим ЕЭК готова рассмотреть возможность снижения верхнего предела обеспечения и установления регрессной шкалы с учетом периода добросовестного осуществления деятельности по аналогии с УЭО».

Также не радует юристов и регулирование ответственности таможенного представителя, а точнее случаев, когда такая ответственность должна, по их мнению, быть ограничена разумными требованиями.

«Требования таможенных представителей сводились к тому, что солидарная ответственность таможенных представителей после выпуска товаров, не должна иметь место, если таможенный представитель сможет доказать, что он не знал или не должен был знать о недостоверности заявленных в декларации сведений», — комментирует Марианна Чугаева, добавляя, что всё же хоть маленькой, но победой стало указание в статье 405 нового кодекса информации о том, что законодательством государств-членов могут устанавливаться иные случаи, когда обязанность, возникшая солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем.

Тему солидарной ответственности комментирует и Елена Бричёва, называя её «животрепещущей»:

 «Таможенный представитель не должен исполнять обязанность по уплате таможенных платежей, когда это связано с вопросами, на которые представитель ответить не может. Поэтому и отвечать за них он тоже не должен. Мы долго спорили, но сошлись на том, что, наверное, только в судебном порядке можно доказать то, что таможенный представитель не знал или не мог знать, что ему представляли подложные документы. К сожалению, мы не смогли прийти к приемлемой конструкции. В законе о таможенном регулировании эти вопросы должны быть раскрыты с учётом национального регулирования».

Комментируя проект ТК ЕАЭС, юристы и эксперты уверяют, что принятие кодекса – не самая большая проблема и далеко не последняя часть «Марлезонского балета»: вслед за принятием грядёт долгий процесс изучения новых положений и их апробации на практике, в том числе, судебной.

«Чтобы все те упрощения и улучшения, нормативная база которых заложена в новом ТК ЕЭАС, заработали на практике, необходимо создать общую и эффективную систему информационного взаимодействия между таможенными органами государств-членов ЕАЭС, между таможенными и другими государственными органами внутри государств, а также адаптировать все эти механизмы для применения участниками ВЭД», — подытоживает адвокат и управляющий партнёр Адвокатского бюро «Юсланд» Елена Легашова.

По официальной информации ЕЭК, Комиссия, уполномоченные органы и бизнес стран-участниц активно работают над первоочередным списком решений, которые должны вступить в силу одновременно с Кодексом. Как рассказали ПРОВЭД в ЕЭК, на самом высоком уровне поручено не сбавлять темпы и работать, исходя из ранее установленных сроков, а значит, все разговоры об очередном их переносе – не более чем субъективные мнения. Вместе с тем, если не будут разработаны и согласованы все необходимые решения Комиссии ЕЭК, необходимые для нормального правоприменения, а также не будет разработано и согласовано внутреннее законодательство (например, — новый ФЗ «О таможенном регулировании»), то сроки вступления в силу могут быть изменены, так как в договоре определён исключительно срок «не ранее», срока «не позднее» нет.

АДРЕС

ОАО "Мосагропромснаб-5"
142840, Россия, Московская область, Ступинский район, пгт.Михнево, ул.Старомихневская, вл.41

ТЕЛЕФОН

8 (495) 981-86-80
8 (496) 646-65-76

E-MAIL

info@maps5.ru